Татьяна Кочеткова УК «Эрмитаж»: Инфраструктура Петербурга готова к раздельному сбору мусора на 45-47
18.01.2020
По данным Greenpeace Россия ежегодно россияне выбрасывают 70 млн. тонн мусора. На Москву приходится около 6 миллионов тонн мусора в год, на Петербург около 3,5-4 тонн. В Петербурге по данным УК «Эрмитаж» около 5-7% жителей новостроек раздельно собирают мусор, перерабатывается 2-4% от всего объема выброшенного мусора. В переходный период, пока город готовится к «мусорной реформе» управляющие компании самостоятельно предлагают жителям раздельный сбор мусора и снижают нагрузку на оператора, который вывозит «основной» мусор. Сегодня в Петербурге все больше внимания уделяется экологии и раздельный сбор мусора медленно, но становится стабильной тенденцией.В большинстве стран мира мусор собирают раздельно, а потом перерабатывают. Более того, специальные камеры на площадках, где собирается мусор следят, чтобы отходы были выброшены, куда надо. Злостных нарушителей ждет штраф. В Петербурге начало «мусорной реформы», обсуждаемой с 2013 года, перенесли на год: это означает, что выбор оператора реформы, а также создание инфраструктуры – откладывается до 2022 года.
По данным УК «Эрмитаж» сейчас инфраструктура города готова к раздельному сбору мусора на 45-47%. «Создание «мусорного оператора» отложено еще на год, поскольку не готова инфраструктура для переработки мусора: не определены полигоны, соответственно, не рассчитаны тарифы для перевозчиков и конечные цены для жителей. Город сейчас активно и обсуждает и решает эту проблему», - рассказывает генеральный директор УК «Эрмитаж» Татьяна Кочеткова.
Пока в Петербурге недостаточно и перерабатывающих заводов. Так, по данным УК «Эрмитаж», в Петербурге всего три завода по переработке пластика, один завод по переработке батареек, и несколько заводов по переработке макулатуры. Средняя стоимость строительства завода по переработки одной отдельной фракции начинается с 15-20 миллиардов рублей.
Зачем мусор собирают отдельно? Все просто, когда мусор попадает на мусорный полигон, он смешивается и становится непригодным для переработки, например, картон намокает от бытовых отходов и т.п. В итоге на полигоне для дальнейшей переработки можно выделить 3-5% мусора, остальное останется невостребованным.
При раздельном сборе мусора, можно увозить на переработку 80-90% правильно собранного мусора, поясняют в УК «Эрмитаж».
Один человек производит около 500 кг мусора в год – это колоссальное количество. Не секрет, что те городские операторы, которые существуют, не всегда справляются с вывозом такого количества отходов.
Все чаще, не дожидаясь начала реформы, УК заключают договоры с частными перевозчиками на вывоз мусора и самостоятельно организуют раздельный сбор мусора по просьбе жителей жилого комплекса.
Иногда инициатором становится девелопер – он рекламирует эту инициативу уже на этапе продаж квартир в жилом комплексе, но реализовывает задуманное уже именно управляющая компания, заключающая договор с частным перевозчиком мусора. Согласно реформе в городе должен появиться единый оператор для сбора мусора, в УК «Эрмитаж» опасаются, что это может быть неэффективно.
Пример создания единого оператора для ТКО уже есть – в Ленобласти. 1 октября 2019 во Всеволожском районе ЛО вступила в действие реформа в сфере обращения с ТКО (твердые коммунальные отходы). Теперь услуга «обращение с ТКО»— коммунальная, как плата за воду или электричество.
«Во Всеволожском районе за сбор, транспортировку, утилизацию мусора отвечает региональный оператор. По итогам конкурса статусом регионального оператора наделено АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» Теперь стоимость услуг по обращению с ТКО складывается из размера площади квартиры. Размер платы составлял, например с июля по октябрь – 5,99 руб. за кв.м. и с ноября по декабрь 2019 - 6,35 руб. за кв.м. Единый тариф для всех районов Ленинградской области утвержден Комитетом по тарифам и ценовой политике ЛО», - рассказывает об опыте Татьяна Кочеткова.
Поэтому теперь договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается между региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и исполнителем коммунальной услуги (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК), которые в свою очередь не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором.
«Вывоз раздельно собранного мусора частными перевозчиками при организации со стороны управляющей компании мог бы снизить нагрузку на оператора, вывозящего «основной» мусор. Но опыт Ленобласти, где уже введен оператор, показывает, что есть риск, что раздельный вывоз частным перевозчикам станет не выгоден, т.к. тарифная политика и конечные поставщики услуг (непосредственные перевозчики мусора) в этом случае полностью контролируется оператором, - говорит Татьяна Кочеткова. – Со своей стороны, управляющая компания теряет возможность организовать раздельный вывоз самостоятельно, т.к. после реформы вся плата по статьей «вывоз ТКО» уходит регио