Татьяна Кочеткова УК «Эрмитаж»: Дефицит парковочных мест на улице наблюдается во всех густонаселенны
15.01.2020
Рассказывают специалисты УК «Эрмитаж»В Петербурге сложилась уникальная ситуация: парковочных мест во дворах домов не хватает. Машины стоят у подъездов, на газонах и на детских площадках. А вот подземные паркинги в новых домах раскупаются неохотно – 30-40% мест пустуют, хотя застройщики продают их почти по себестоимости. Сколько стоит, когда выгоден и во сколько обходится эксплуатация паркинга, рассказывают специалисты УК «Эрмитаж»
Согласно данным «Автостат» в 2019 году в Ленинградской области зарегистрировано 0,5 млн автомобилей, а в Северной столице – 1,7 млн авто. Если учесть, что многие жители Ленобласти приезжают работать в Петербург, то можно предположить, что по улицам города каждый день ездят не менее 2,2 – 2,3 млн машин. И их нужно где-то парковать. Днем – возле магазинов и бизнес-центров, а вечером – у жилых домов.
«Дефицит парковочных мест на улице наблюдается во всех густонаселенных районах Петербурга – и в центре, и в районах с проектами комплексного освоения территорий, такими как Кудрово, Мурино, Каменка», - рассказывает Татьяна Кочеткова, генеральный директор управляющей компании «Эрмитаж».
По типу различают подземные паркинги в многоквартирных домах, надземные многоуровневые парковки, которые, как правило, стоят отдельно от дома и плоские уличные парковки, которые являются гостевыми и чаще всего бесплатными. Основные конфликты и неудобство жителей происходят, как раз, из-за недостаточного количества мест на бесплатных парковках возле многоквартирных домов. Основная причина такой ситуации – подземные и крытые паркинги стоят дорого и окупаются долго – 10-15 лет, хотя застройщики продают их чуть ли не по себестоимости. «При строительстве многоквартирного дома эконом- и комфорт класса, если застройщик будет отдавать предпочтение плоской парковке, то это «съест» часть площадей и так дорогого пятна под застройку, а строительство подземного паркинга – это большие расходы. Проектирование, геодезические исследования, подземные работы – все это дорого обходится. Немаловажно и то, что в таком случается уменьшится площадь для прогулочных зон и детских площадок. А продавать паркинг приходится почти по себестоимости – от 300 000 рублей на этапе строительства с различными скидками до 700 000 – 1,5 млн рублей, если речь идет о семейном паркинге (сдвоенное место меньшей площади, чем 2 стандартных)», - говорит Татьяна Кочеткова.
Немного иначе ситуация обстоит в сегменте бизнес и элит – там паркинги могут стоить от 3 млн рублей и более, но раскупаются почти сразу. Хотя затраты на их строительство в любом из сегментов практически одинаковые, различия могут проявиться в отделке, в функциональности установленных СКУД, в предусмотренных местах для охраны. Кроме того, это вопрос комфорта самого собственника: намного удобнее и безопаснее подниматься в квартиру из закрытого охраняемого паркинга, особенно если при этом рядом дети или покупки в руках.
«Сроки окупаемости паркинга с учетом расходов на эксплуатацию составляют от 10 до 15 лет в некоторых случаях, поэтому многие жильцы рассматривают аренду. Она может составлять от 2,5 тыс. рублей для крытого многоуровневого паркинга до 15 000 рублей в месяц для подземного. Разброс цен очень большой. Принимая решение о том, покупать или арендовать паркинг, надо учитывать, сколько лет вы планируете жить в этом районе, хотите ли переехать в другой город, насколько угоняемая у вас марка машины и многое другое», - отмечают в УК «Эрмитаж».
Сколько должно быть?
Когда проектируется дом, застройщик должен обеспечить жителей парковочными местами исходя из городского норматива. Расчетный показатель обеспеченности местами для стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта при подготовке проекта Генерального плана Санкт-Петербурга составляет 420 мест для стоянки на 1000 человек. При планировке жилой застройки минимальный норматив составляет одно место для стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта на 80 кв.м общей площади квартир. «В целом, в проектах эконом и комфорт-класса застройщики стараются обеспечить минимальный норматив. Перед застройщиком всегда возникает дилемма – ему необходимо выделить место и на гостевую парковку и, например, на крытую. Все это снижает для него инвестиционную привлекательность проекта», - говорит Татьяна Кочеткова.
В итоге, мест, например в стандартных домах эконом и комфорт класса хватает на 20-35% квартир. В домах бизнес-класса на 50% квартир, в сегменте элитной недвижимости нормой считается 2 машиноместа на квартиру.
«Несмотря на то, что в домах эконом-класса и комфорт-класса паркинги предусмотрены не на каждую квартиру, они зачастую остаются невостребованными. Поскольку покупка паркинга на этапе строительства для будущего жильца все равно остается дорогой, если он взял квартиру, например, в ипотеку. Кроме того, такое жилье часть рассматривается собственниками как инвестиционное, соответственно, приобретенные