Роль стихов в жанре самодеятельной песни. Выбор сделан?

Роль стихов в жанре самодеятельной песни.  Выбор сделан? Наверное , каждый из нас имеет более - менее чёткое представление о том, что является «форматом» авторской песни , а что нет. Такое восприятие основано на типаже, времён становления данного общественного выражения. Вместе с тем, поскольку данное явление так и не нашло точного определения, постольку значение «авторская песня», так и не сложилось в понятие. Отсюда , любое рассуждение о строгих критериях АП, здесь мне видится отчасти спекулятивным. А поскольку в границах этого музыкально поэтического направления отыскали своё место адепты бесчисленных «форматов» с приставкой «бард» - от бард-рока и бард-попсы до бард-оперы, то помимо дефиниции , любые попытки определить жёсткие критерии «Авторской песни» кажутся беспредметными . А также и о стихах, привлекаемых к этому направлению, можно сказать это же самое. Стихи «прогибающие» под себя мелодию и тексты, «прогибающиеся» под музыку – в равной степени присутствуют песенной составляющей этого движения .

Но раз мы сказали о «границах», следовательно есть нечто , что их определяет? Безусловно. Но, это не акцент на авторстве стихов и мелодии . Определение авторской песни, думаю , ныне лежит совсем не в культурной, а в некой общественной плоскости с одноимённым названием. «Авторская песня», как мне думается – это уже, прежде всего не мелодийно поэтический жанр, а общественная структура, последовательно эволюционирующая из изначального КСПшного движения во взаимосвязанную систему администрирования со своими правилами и собственной иерархией. И предметом её, по существу , выступает здесь уже не песня, сама по себе, а фестивально - концертная деятельность. В свою очередь , сами границы этого музыкально поэтического направления всё ещё определяются авторитетом «хранителей жанра» в соответствии с тем самым интуитивным представлением о формате, с которого мы начали этот разговор. С другой стороны - произволом того последнего слушателя, на котором ещё стоит вся эта фестивально -концертная… И вот тут заложен скрытый конфликт:

Целевой слушатель традиционной бардовской песни неотвратимо истощается. Для обращения сюда нового ценителя из малого круга эстетически «продвинутой» категории не достаёт, в целом , ни поэтической, ни композиторской мощи . Но система АП как живой организм будет всеми силами цепляться за жизнь. Так, в борьбе за место под солнцем, она уже вынуждена оборачиваться лицом к разноформатной, далеко отстоящей от бардовских традиций, аудитории . Т.е. по сути , подстраиваться под её запросы , сформированные зачастую либо эстрадой, либо на англоязычных музыкальных традициях, либо… Словом , о стихах здесь даже вопрос уже не стоит – здесь говорят об «уровне текстов». И «хранители» не в силах противостоять этому : Там, где в угоду концертной деятельности, словосочетание «автор-исполнитель» смещает акцент с первого слова на второе – там «хранители» уже «не в теме». Но, размывая границы жанра, поспешая , как ей чудится, вдогонку за временем , «Авторская песня» неизбежно теряет свою аутентичность. Неповторимость собственного лица.
Так где же тут границы жанра ? Они либо во внутреннем ощущении самого автора, либо там где заканчиваются вкусовые пристрастия неискушённого слушателя. Но выбор-то всё равно остаётся за автором :)

Источник: www.strelkoff.name