Быт и материальная культура Чечни в конце XIX – начала XX веков.

УДК – 93/94
Быт и материальная культура Чечни в конце XIX – начала XX веков.
Магомадов А.И.,
Студент 2 – го курса исторического факультета
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет
Аннотация: в статье затрагивается период конца XIX – начала XX веков, этот период ознаменовался отменой крепостного права на территории Северного Кавказа. Что и повлияло на экстенсивное развитие материальной культуре и быте горцев Чечни.
Ключевые слова: поселения, жилища, горцы, одежда, бешмет, ремесла, сельское хозяйство.

Life and material culture of Chechnya in the late XIX-early XX centuries.
Magomadov, A. I.,
2nd year student of the faculty of history Of the "Chechen state University
Abstract: the article touches upon the period of the late XIX-early XX centuries, this period was marked by the abolition of serfdom in the North Caucasus. That influenced the extensive development of material culture and life of the mountaineers of Chechnya.
Key words: settlements, dwellings, highlanders, clothes, beshmet, crafts, agriculture.








Быт и материальная культура Чечни в конце XIX – начала XX веков.
Становление материальной культуры чеченцев охарактеризовывают в одном ряду с другими причинами прежде всего их поселения и жилье. Со 2 половины XIX века происходят важные конфигурации в вещественной культуре и обстановке чеченцев, собственно, что отыскало отблеск в типах поселений и домов, в одежке, а еще и в пищевом рационе. Документальные источники, а еще свидетельства зарубежных путников, побывавших в середине XIX века в Чечне, отмечают, что поселения горцев находятся как в горной, например, и на равнинной части. В данных районах развивалась самобытная цивилизация чеченцев, а еще этническая архитектура [1, с. 340].
Известно, что многие поселения (аулы) чеченцев возводились в горной части Чечни. Наряду с традиционными каменными и турлучными саклями возникают большие благоустроенные дома из камня, обработанного под кирпич, с окнами и дверями больших размеров, с хозяйственными постройками. Такие дома строили в основном зажиточные люди. Внутри жилища обставлялись различными новыми предметами такие как: лампа керосиновая, настольные зеркала, посуда фабричная и др. Помимо домов строили башни, которые для горцев служили крепостями, башенными комплексами. Следует отметить что рассматриваемый период характеризуется расцветом архитектуры и народного зодчества чеченцев, как было сказанное мной выше. Все архитектурные памятники материальной культуры – как надземные, так и под земные на территории Чечни делят на две основные группы:
1) монументальные жилые дома и оборонительные сооружения т.е это такой тип построек как – жилые дома, высокие боевые башни, укрепленные – замки, городище и тд.
2) погребальные сооружения – подземные, надземные и полуподземные каменные склепы, пещерные и грунтовые захоронения.
На территории Чечни в тот период основными центрами каменных построек были: Аргун, Нашаха, Малхиста Майста, верховья Фортанги, Ассы и Джейрахское ущелье. Постройки, в основном боевые башни строились без фундаментов на скальной основе. В планировке жилого дома в XIX - начале ХХ веков в основном преобладали двух каменные конструкции. Для строительства домов и хозяйственных построек чеченцы использовали различные строительные материалы [2, c. 79-80].
О материальной культуре свидетельствует также одежда чеченцев, которая содержала в себе много общекавказских черт и в тоже время имела сугубо локальные специфические свойства, отвечавшие нравственным, бытовым и эстетическим вкусам. В XIX веке чеченцы изготовляли одежду из привозного сукна (европейского) разных цветов, украшали вышивкой. В начале XIX века основной одеждой чеченцев была черкеска и бешмет. Бешмет имел свои особенностями, он был несколько длиннее чем черкеска, бешмет не имел стоячего воротника, рукава были узкие как у черкески. Бешмет и черкеску, как описывали иностранные путешественник носили в месте. В отдельных случаях бешмет горцы носили без черкески, даже в праздничные дни, ибо черкески были не у всех и надевались они в праздничные дни. Изготавливали бешмет из холста, полотна. Также бешмет одевали и под рубаху. А головным убором горцев в рассматриваемое время служили: шапки (папахи), которые изготавливал из меха, из шерсти и хлопка [3, с. 11].
Уже к концу XIX века происходят конфигурации в одежке, для начала, был изменен покрой классической одежки, как дамской, так и мужской. Следует обозначить собственно, что классическое сукно (горское) все более начало теснить фабричные ткани. И в результате появляется европейский костюм. Как писал ученный-этнограф начала ХХ веков А. Цаликов; «даже сама наружная картина горца все чаще изменяется – в государственной одежке прибавляется багаж евро мотива, государственный (национальный) костюм заменяется блузкой мастерового или же пиджаком торговца; взамен кинжала – аршин, взамен ружья – кирка и лом разнорабочего. Изменяется, например, же и взор горца, он до этого с презрением относившийся к торговле, ныне лишь только и грезит